Исчезающие художественные промыслы
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 140
Какие из видов художественной росписи Вам знакомы?
Всего ответов: 186
Какие из видов резьбы по дереву вы знаете?
Всего ответов: 90
Какие керамические промыслы Вам знакомы?
Всего ответов: 90
Какие изделия художественных промыслов у Вас имеются дома?
Всего ответов: 89
Какой сувенирной продукции Вы отдаёте предпочтение?
Всего ответов: 89
Есть ли в Вашем городе специализированные точки продаж изделий, выполненных в традиционных промыслах
Всего ответов: 90
Есть ли учебные заведения или центры доп.образования, где можно ознакомится с основами н.промыслов??
Всего ответов: 90
Нравится ли Вам современная тенденция к использованию народных элементов (в одежде,декоре авто.др)?
Всего ответов: 92
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
[18-Янв-2022]
Год народного искусства - 2022 (0)
[25-Мар-2018]
Музыка и время (0)
[09-Янв-2018]
Светлой памяти Павла Константиновича Каричева (0)
[05-Дек-2017]
Рождение корабля: книга месяца (0)
[05-Дек-2017]
Русский стиль: от историзма к модерну (0)

Критерии определения статуса сохранности народных художественных промыслов

Со всей очевидностью необходима новая стратегия, которая будет способствовать формированию современной системы сохранения народных художественных промыслов

Народные художественные промыслы -  одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX — начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному производству бытовых изделий.

Мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий в народных художественных промыслах передавалось из поколения в поколение. В России известны: жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба, богородская резьба, ростовская финифть, мастерские в Талашкино и др. В ряде стран народные художественные промыслы развиваются при поддержке государства (в Российской Федерации — палехская миниатюра, крестецкая строчка, дымковская игрушка, вятское кружево, абашевская игрушка, каргопольская игрушка, филимоновская игрушка, гжель, тульское оружейное дело и др).

 Учитывая исчезающий характер народных художественных промыслов, проявляющийся в первую очередь в сокращении производства и мастеров, конкретизируем понятие "исчезающий художественный промысел".  Исчезающий художественный промысел – вид художественного промысла, имеющий тенденцию к сокращению производства, уменьшению количества мастеров и мастерских, утрате эстетического значения, потере утилитарности изделий и находящийся под угрозой полного исчезновения.

Для более точного определения исчезающего характера художественных промыслов, мы предлагаем выделить пять категорий их статуса сохранности по степени угрозы исчезновения: вероятно исчезнувшие; находящиеся под угрозой исчезновения; сокращающиеся в производстве; возрождаемые и сохраняющиеся; неопределенные.

К статусу «вероятно исчезнувшим» относятся промыслы, ранее бытовавшие на территории России, нахождение которых в местах бытования не подтверждено в настоящие годы с полным отсутствием художественных изделий и мастеров.

Статус сохранности «находящихся под угрозой исчезновения» объединяет художественные промыслы, производство которых сократилось или отсутствует, художественные изделия являются музейной редкостью, выявлено отсутствие мастеров и специалистов (либо их не значительное количество), в ближайшее время могут исчезнуть.

К статусу «сокращающимся в производстве» отнесены художественные промыслы с неуклонно сокращающимся производством (количеством изделий, специалистов), которые при продолжении тенденции исчезновения и сокращения могут в короткие сроки попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения

К «неопределенным» по статусу сохранности отнесены художественные промыслы, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в настоящее время нет, либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий.

 «Возрождаемые и сохраняющиеся» – промыслы, возрождение и сохранение  которых в результате принятых мер охраны начали возрождаться, и которые приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в срочных мерах по сохранению.

По итогам этнографической экспедиции по Ивановской, Костромской, Владимирской областям мы разработали три группы критериев выявления исчезающих художественных промыслов.

 
        В первую группу входят социально-экономические  критерии оценки художественного промысла, к которым относятся: ресурсное значение, изученность промысла, уровень мониторинга, традиционная технология изготовления изделий, рынок сбыта изделий художественного промысла, спрос на изделия художественного промысла, стратегия сохранения данного промысла, стоимость возрождения промысла,
государственная поддержка

          Признак ресурсное значение определяет ценность художественного промысла (научную, эстетическую, коммерческую, рекреационную, иную). Изученность промысла характеризуется низким, средним и высоким уровнем. Информацию по «вероятно исчезнувшим» промыслам мы можем найти только в музее или архивах, значит, изученность данного промысла будет низкая. Сведения «находящихся под угрозой исчезновения» и «сокращающихся в производстве» промыслах встречаются в источниках искусствоведческой библиографии, словарях, Интернет-ресурсах. Их изученность следует определять как среднюю. «Возрождаемые и сохраняемые промыслы» подробно описаны в литературе, СМИ, учебных и методических пособиях, научных изданиях, буклетах, Интернет-ресурсах, поэтому их уровень изученности высокий. Мониторинг демонстрирует систематический или непрерывный сбор, хранение и обработку информации о художественном промысле. Традиционная технология изготовления изделий может быть известна, разработана или воспроизводима для данного художественного промысла, что указывает на определённую сохранность традиций, или отсутствовать. Рынок сбыта и спрос - важные экономические показатели, регулирующие сохранность промысла. Стратегия сохранения данного промысла и стоимость возрождения показывают возможность проведения работ по сохранению и развитию промысла. Критерий стоимость возрождения промысла определяется высокими, средними и низкими затратами. С увеличением степени исчезновения увеличивается стоимость затрат на возрождение промысла. Самые низкие затраты будут соответствовать статусу «возрождаемые и сохраняющиеся», а самые высокие статусу - «вероятно исчезнувшие». 

         Вторая группа содержит художественно-творческие критерии: народные мастера - хранители и носители традиций; мастерские в традиционных школах народного мастерства (народных промыслах России), специалисты в художественном промысле, произведения искусства (изделия) художественного промысла (в музеях, на ярмарках, выставках, в сувенирных магазинах). 

         Наличие народных мастеров - хранителей и носителей традиций - наиболее важный показатель, учитывать который следует как достаточное количество при двадцати и более мастеров, малое количество - менее десяти. Следует также определить, степень присутствия мастерских в традиционных школах народного мастерства (народных промыслах России), что является важным критерием при оценке исчезающего промысла. Необходимо оценить работу мастерской, если в таких мастерских нет регулярного выпуска изделий, низкие заработные платы, нехватка специалистов – такую мастерскую следует отнести к категории «на грани разорения», что понижает показатель сохранности промысла. Вхождение художественного промысла в реестр организаций, которым оказывается государственная поддержка, – основной критерий, который указывает на возрождение данного промысла. Недостаточное количество и отсутствие специалистов усиливают характер исчезновения. Критерий присутствия произведений искусства (изделий) художественного промысла в музеях, на ярмарках, выставках, в сувенирных магазинах определяется изобилием изделий на ярмарках, выставках, либо нехваткой изделий, когда изделия являются музейной редкостью.

        Третья группа включает социально-культурные и информационные критерии выявления исчезающих художественных промыслов, рассматриваемые по показателям: учебные заведения в системе образования и культуры по подготовке специалистов по народному художественному промыслу; преемственность в художественном промысле (учеников в студиях и кружках учреждений дополнительного образования, Домах ремёсел); творческие мероприятия (выставки, ярмарки, фестивали, конкурсы, конференции, мастер-классы) с участием мастеров и изделий художественного промысла; пропаганда и информация по художественному промыслу; информационные ресурсы по художественному промыслу (литература, сайты, буклеты, открытки, учебно-методические пособия); музеи или выставочные экспозиции по художественному промыслу.

         Отсутствие учебных заведения в системе образования и культуры по подготовке специалистов по народному художественному промыслу, указывает на сокращение численности специалистов, что может привести к исчезновению промысла. Преемственность в художественном промысле следует определять наличием учеников в студиях и кружках учреждений дополнительного образования, Домах ремёсел. При отсутствии учеников, теряется передача традиций промысла молодому поколению. Если нет кружков по промыслу, то ремесло не передаётся ученикам, следовательно, преемственность прерывается. Мероприятия (выставки, ярмарки, фестивали и др.) с участием мастеров и изделий художественного промысла – достаточно важный показатель, определяется наличием одного и более мероприятия по промыслу. Например, по савинской художественной росписи не проводится ни выставок, ни ярмарок, ни мастер-классов, ни фестивалей, поэтому информацию по промыслу можно узнать только в Савинском музее, и, как следствие, промысел забыт и известен лишь узкому кругу, в то время как другие промыслы (гжельская роспись, ростовская финифть, хохломская роспись, каргапольская игрушка и др.) широко представляются на ярмарках, фестивалях и других мероприятиях. Пропаганда и информация по художественному промыслу, показывает на его сохранность, полное же отсутствие этих показателей подтверждает исчезновение. Критерий информационные ресурсы по художественному промыслу (литература, сайты, буклеты и др.) определяется недостатком при наличии пяти и менее ресурсов. Специальный музей или выставочная экспозиция по художественному промыслу характеризует степень сохранности. Например, по мыловарению не существует ни музея, ни выставочной экспозиции. Следовательно, познакомиться с данным промыслом и получить информацию о нём мы можем по архивным документам, у народных мастеров, на мероприятиях или производстве (если такие остались). 

      Разработанные критерии помогают определить статус сохранности народных художественных промыслов и разработать охранно-восстановительные мероприятия. Окончательное решение об отнесении какого-либо вида художественного промысла к числу исчезающего, а также о присвоении ему того или иного  статуса сохранности принимается на основе его оценки по всем критериям. Ниже приведена ссылка на таблицу критериев и показателей. 

Критерии определения статуса сохранности народных художественных промыслов


         В ходе этнографической экспедиции "Дорогами Земли Ивановской" мы выявили несколько исчезающих промыслов, среди которых, савинская художественная роспись отнесена к категории «вероятно исчезнувшие»,  гончарный промысел села Васильевского Шуйского района (д. Скорятиха) и лозоплетение к статусу "находящиеся под угрозой исчезновения". Все художественные промыслы нуждаются в срочных восстановительных и охранных действиях. Приоритетным направлением дальнейших исследований в области исчезающих художественных промыслов станет разработка концепции сохранения и возрождения промыслов и модели охранно-восстановительной деятельности художественных промыслов.


 

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Лаборатория русского символизма (г. Шуя)
  • Портал Культура.рф
  • СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА
  • ХОСТЕЛ LIKE Иваново
  • Романов Лес
  • Евгений Борисович
  • НатальСанна
  • Ремесленничество
  • МУГУР
  • Теза Керамика
  • Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    elibrary
    Рейтинг@Mail.ru
    Block title
    Block title

    Белов М.С. ©