Исчезающие художественные промыслы
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [11]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 140
Какие из видов художественной росписи Вам знакомы?
Всего ответов: 186
Какие из видов резьбы по дереву вы знаете?
Всего ответов: 90
Какие керамические промыслы Вам знакомы?
Всего ответов: 90
Какие изделия художественных промыслов у Вас имеются дома?
Всего ответов: 89
Какой сувенирной продукции Вы отдаёте предпочтение?
Всего ответов: 89
Есть ли в Вашем городе специализированные точки продаж изделий, выполненных в традиционных промыслах
Всего ответов: 90
Есть ли учебные заведения или центры доп.образования, где можно ознакомится с основами н.промыслов??
Всего ответов: 90
Нравится ли Вам современная тенденция к использованию народных элементов (в одежде,декоре авто.др)?
Всего ответов: 92
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
[18-Янв-2022]
Год народного искусства - 2022 (0)
[25-Мар-2018]
Музыка и время (0)
[09-Янв-2018]
Светлой памяти Павла Константиновича Каричева (0)
[05-Дек-2017]
Рождение корабля: книга месяца (0)
[05-Дек-2017]
Русский стиль: от историзма к модерну (0)
Главная » Статьи » Мои статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Белов Михаил Сергеевич,
аспирант кафедры изобразительного искусства и методики обучения
Шуйский государственный педагогический университет
г. Шуя, Ивановская область

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство; традиция;
инновация; рынок; коммерциализация технологий; опытный образец;
творчество


THE USE OF NOISY MUSICAL INSTRUMENTS IN THE EDUCATION OF STUDENTS OF INNOVATION


Mikhail Belov, graduate student of department of fine art and teaching method Shuya State Pedagogical University, Shuya-Ivanovo Region, Russia


Keywords: arts and crafts; tradition; innovation; market; technology commercialization; prototype; creativity.


Гуманитарные и общественные науки


Поисковая НИР проводится в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы.


Активные инновационные процессы происходят в настоящее время в разных областях науки и культуры, в том числе и в искусстве. Достаточно активно включается в этот процесс традиционное народное искусство, которое занимает свою нишу не только в своей естественной культурной среде, но и становится концентрированным генератором новых идей в дизайне предметной, архитектурной, ландшафтной среде, в дизайне костюма, в шоу бизнесе, в современном образовательном пространстве. Декоративно-прикладное искусство рассматривается как динамичное
образование, развивающееся в процессе сопоставления традиционных и инновационных тенденций [1]. Одним из древнейших видов декоративно-
прикладного искусства, обладающим достаточно высоким инновационным потенциалом, является искусство создания музыкальных инструментов из природных материалов. Возвращение к забытым технологиям, обладающим богатым педагогическим потенциалом, актуализируется сегодня в связи с возможностью их использования в обучении студентов инновационно-ориентированной деятельности [2]. Простейшие шумящие музыкальные инструменты (пуговица-жужжалка и пастушья барабанка) предоставляют большие возможности для их использования как результатов интеллектуальной деятельности [3]. Долгое время археологи не могли понять назначение часто встречающейся в древних культурных наслоениях небольшой трубчатой косточки с просверленным в ней посередине, как у пуговицы, одним или двумя отверстиями. Наконец описание загадочного предмета было найдено у Даля: брунчалка, гудалка, жужжалка, буркало, буркалило, где поясняется: «какой-либо снаряд, производящий гул, бурчащий; казанок или папоротковая птичья косточка, с просверленными двумя дырочками, на нитке, которою дети играют, закручивая и растягивая нитку. Буркать -
вертеть что-то в руках с такой силою, чтобы слышен был гул». Точно такая же пуговица-жужжалка, но изготовленная из кости моржа или других морских животных, являлась национальным музыкальным инструментом у народов Арктики, а в Мали (Африка) жужжалку делали из большого осколка тыквы. Таким образом «народная русская игрушка-забава» была распространена у многих народов мира, как музыкальный инструмент [4]. На первом этапе предстоит изготовить опытный образец с использованием некоторых новшеств. При изготовлении данного образца необходимо высчитать затраты на материал, а также применить традиционные
технологии с использованием современного оборудования, что позволит ускорить и упростить процесс создания инструмента. У народов Севера часто используемым материалом являлись рога животных. Они прочны, красивы и декоративны. В настоящее время достать рога не сложно и для нашей работы они подойдут лучше всего. Не случайно брунчалка делалась в старину из кости. Кость словно "режет” воздух, от чего и происходит гул. Так и высушенная африканская тыква по своей прочности не уступит кости. Жужжалку делали из самых разных материалов: дерева, тыквы, кости, а современные - из пластмассовых пуговиц, и размеров они тоже были разных, почему и звучали по-разному. Для ускорения и облегчения процесса изготовления инструмента будем использовать современный инструмент: болгарку, наждак и электродрель. Процесс изготовления: делаем тонкий поперечный срез с рогов «болгаркой». Затем шлифуем
заготовку на наждаке, делая её как можно тоньше. Далее обрабатываем края, они должны идти ступенчатыми выступами, как у шестерни, от этого зависит звук инструмента. Шлифуем заготовку наждачной бумагой и просверливаем две дырочки по центру, как у пуговицы. Продеваем в отверстия капроновую нить, длиной в два локтя, завязываем узелок. Пуговица-жужжалка готова. Надеваем на указательные пальцы края нити, закручиваем их и растягиваем в стороны. Пуговица должна гудеть, не очень громко, но достаточно, чтобы слышать играющему. Этот звук необычен и привлекателен. Он заставляет задуматься и учит слушать. Этот инструмент не смолкнет, пока не порвётся нить или же музыкант не перестанет растягивать её. Декор: Рога оленя, особенно в поперечном срезе, сами по себе очень красивы и, украшать, что-либо дополнительно не имеет смысла. Можно лишь подвесить её на какой-нибудь красивый шнурок, но он должен быть очень прочным. Жаль, что почти забыта жужжалка, и мало кто знаком с её привлекательным гулом. Переходим ко второму этапу – апробации опытного образца на ярмарках и фестивалях. Выпустив пробную партию продукции и поняв, что изделие востребовано на рынке,
можно приступать к оформлению авторских прав на промышленный образец или полезную модель. После этого можно ставить производство на поток и переходить к третьему этапу – продвижению товара на рынок. Здесь важно задействовать все возможные сферы – сувенирные магазины, лавки, ярмарочная торговля и т.д. Мы познакомились с элементами производства инновации на примере технологии создания одного шумящего музыкального инструмента.
Искусство создания древних музыкальных инструментов описывает достаточно много похожих технологий. Инструментарий разнообразен и полифункционален, с одной стороны, он служит сугубо практической цели, с другой стороны – часто сопровождает свадебный, календарные и прочие ритуалы, наигрыши на них непременно звучат на гуляньях. Пастушья барабанка (или пастухалка) представляет собой простейший ударный инструмент, распространённый во многих русских традициях (Арх., Влг., Грк., Ивн., Кстрм., Ярсл.обл). Это хорошо обструганная сосновая или еловая доска длинной от 0,5 до 1 метра и шириной от 20 до 40 см, прямоугольной или трапециевидной формы со скошенными углами. Для особой звонкости в середине доски были просверлены или выжжены отверстия. Барабанку подвешивают на верёвку на уровне пояса и играют деревянными колотушками. При помощи команд, исполняемых на барабанке, пастух
управлял стадом. В основе сгонных сигналов-команд часто лежит многократно повторяемая словесная формула (например, «пастух-кобыляк» и т.п.). В «репертуаре» вологодских пастухов использовались наигрыши-команды на барабанке: «Выходи из дворов!», «В прогон, в прогон!», «Делай, что хочешь!», «Опасно беги!», общий сбор в одном и том же установленном месте, «Домой!», «На водопой!», «На дойку!». Животные достаточно быстро привыкали к этим командам и выполняли их. Умение пастуха посредством игры на инструментах влиять на поведение зверей, управлять и «разговаривать» с ними, и с духом (хозяином) леса, и «заигрывать пасть» дикому зверю (хищникам) наделяло его магическими качествами. Неведомой сакральной силой обладали и инструменты пастуха. Считалось, что простым людям притрагиваться к ним не желательно. После смерти пастуха его инструменты никогда не хранили, а отправляли на «тот свет» вместе с владельцем. При изготовлении инструмента пастух «знал», какие выбрать породы дерева. Так, например, в Поволжье и северных областях России пастушью трубу и рожок делали исключительно из можжевельника; в западных традициях существовал обычай изготовления труб и жалеек из дерева, в которое попала молния (считалось, что она тем самым наделила дерево особой энергией и силой). Хорошим материалом для инструмента было дерево, под которым находился муравейник: подобно тому, как муравьи собираются в муравейник, будут и коровы собираться в стадо. Достаточно часто барабанка использовалась в обрядовом и бытовом музицировании: игра на ней сопровождала егорьевские песни, частушки, плясовые, походные, появление ряженых на Святки[5]. Материалы и инструменты: сосновая доска длиной 50-60 см и шириной 20-30 см, рубанок, пила, сверло, наждачная бумага, верёвка (бечёва). Процесс изготовления: Тщательно обстрагиваем доску. Выпиливаем трапециевидную форму и закругляем углы. Сверлим 6 отверстий для особой звонкости посередине, вписывая их в круг, 2 отверстия для верёвки по краям меньшей стороны. Отшкуриваем, шлифуем форму. Для выстукива ния наигрышей вырезаем колотушку, которую также можно выточить на токарном станке по форме обыкновенного толкача. В качестве декора
можно придать новой барабанке древний вид, застарив её при помощи морилки. В настоящее время вряд ли этой барабанкой будут пользоваться по прямому назначению, а вот для игры и выстукивания плясовых в народном ансамбле, вполне возможно. Таким образом, используя инновационные подходы в традиционном искусстве создания музыкальных инсурументов, можно внедрять продукты творческой деятельности. Творческая деятельность и инновационный процесс имеют много общего - рождение идеи и воплощение ее в новом продукте. Именно на реальное воплощение идей ориентированы все научно-исследовательские (творческие) проекты в студенческой лаборатории-мастерской факультета искусств Шуйского государственного педагогического университета. Выдвигаемые сегодня обществом требования качественного непрерывного инновационного образования, призванного обеспечить высокий уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики, реализацию актуальных потребностей личности в образовании на протяжении всей жизни, приводят к необходимости обучения студентов основам инновационного предпринимательства [6]. Традиционное декоративно-прикладное искусство предоставляет широкое поле возможностей в подготовке и развитии инновационной личности, личности, способной генерировать, выдвигать инновационные идеи и реализовывать инновационные проекты.


Литература
1. Чаббаров Р.Х. Значение традиционного декоративно-прикладного ис-
кусства в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров//В мире научных
открытий. - 2010. - №4 (10), Часть 6. - С.138-139.
2. Ершова Л.В. Региональные традиции народной культуры в содержании
подготовки специалистов по народному декоративно-прикладному творчест-
ву//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. –
2007. - № 5. - С. 146-149.
3. Белов М.С. Инновационное предпринимательство в педагогическом
университете// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института
бизнеса. - 2011. - №1(14) - С.279-281
4. Добжанская О. Музыкальные народные инструменты: звуковой мир
человека Арктики // Народное творчество.– 2006. - №6 – с. 22.
5. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество/А.Ф. Камаев, Т.Ю Ка-
маева. – М., Академия, 2005. – 304с.
6. Добродеева И.Ю., Шмелева Е.А., Герасимова Н.А. Потенциал провин-
циального университета в подготовке педагогических кадров высшей научной квалификации// Наука и школа.- 2008 - №4.- С.12-13



Источник: http://www.nkras.ru/articles/2011/4/vypusk042011.pdf
Категория: Мои статьи | Добавил: ФорестГамп (18-Июн-2011)
Просмотров: 3167 | Теги: инновации, 2011, В мире научных открытий №4(16), Шумовые инструменты | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Лаборатория русского символизма (г. Шуя)
  • Портал Культура.рф
  • СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА
  • ХОСТЕЛ LIKE Иваново
  • Романов Лес
  • Евгений Борисович
  • НатальСанна
  • Ремесленничество
  • МУГУР
  • Теза Керамика
  • elibrary
    Рейтинг@Mail.ru
    Block title
    Block title

    Белов М.С. ©