Исчезающие художественные промыслы
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [11]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 140
Какие из видов художественной росписи Вам знакомы?
Всего ответов: 186
Какие из видов резьбы по дереву вы знаете?
Всего ответов: 90
Какие керамические промыслы Вам знакомы?
Всего ответов: 90
Какие изделия художественных промыслов у Вас имеются дома?
Всего ответов: 89
Какой сувенирной продукции Вы отдаёте предпочтение?
Всего ответов: 89
Есть ли в Вашем городе специализированные точки продаж изделий, выполненных в традиционных промыслах
Всего ответов: 90
Есть ли учебные заведения или центры доп.образования, где можно ознакомится с основами н.промыслов??
Всего ответов: 90
Нравится ли Вам современная тенденция к использованию народных элементов (в одежде,декоре авто.др)?
Всего ответов: 92
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
[18-Янв-2022]
Год народного искусства - 2022 (0)
[25-Мар-2018]
Музыка и время (0)
[09-Янв-2018]
Светлой памяти Павла Константиновича Каричева (0)
[05-Дек-2017]
Рождение корабля: книга месяца (0)
[05-Дек-2017]
Русский стиль: от историзма к модерну (0)
Главная » Статьи » Мои статьи

ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛ В ИСКУССТВЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Трудно сказать из чего были изготовлены первые музыкальные инструменты, это связано с недолговечностью многих используемых материалов. Самые древние музыкальные инструменты, дошедшие до наших времён, сделаны из горных пород и глины. Это не удивительно, так как такой материал устойчив к воде и огню, не поддаётся коррозии и гниению. Очевидно, что для изготовления инструментов человек активно использовал и другие природные материалы: окружающий растительный мир (травы, деревья и кустарники) и материалы животного происхождения (шкуры, кожа, волосы, кости, рога). Одними из наиболее распространённых материалов являются дерево и глина. Инструменты, созданные из этих материалов, могут быть перкуссионными, духовыми, струнными и так далее. 
  Человек учился подражать звукам природы. Он заставлял звучать комок глины, кусок дерева. Из глины изготавливали: окарины, цины, таосянци, барабаны, бубны, флейты, колокольчики, накры и многие другие инструменты. С использованием дерева инструментов создавали не меньше, но большинство из них не сохранилось до наших дней. Из дерева делали : свистки, жалейки, барабаны, трещётки, маракасы, погремушки, тамбурины, различные струнные музыкальные инструменты (гусли, гитары, балалайки) и другие. 
  Материал выбирали не случайно. Не всегда можно заменить один материал другим, а чаще всего это невозможно. От определённых свойств используемого материала зависит не только звучание, но и его изготовление. Так дерево не заменить глиной, бересту - другой корой, кость - камнем, а кожу - полотном.
  Ещё одна важная особенность выбора материала для изготовления инструментов – географическое положение. В связи с этим у народов с бедной растительной природной средой (например, Арктики и Дальнего Севера) используются больше материалы животного происхождения (шкуры, кости морских животных и др.). В настоящее время, конечно, можно использовать и привозной материал, но у каждого народа есть свой народный музыкальный инструмент, выполненный в народных традициях и с использованием родного материала. Например, пастуший рожок из бересты. Берёза – ценнейшее дерево, которое у нас на Руси использовали и используют от коры до листьев в различных целях. Из берёзы изготавливали и другие музыкальные инструменты. 
  Глина – это почвенная порода, которая распространена во многих регионах нашей планеты. Поэтому окарина и окариновидные музыкальные инструменты были популярны у многих народов мира.
  Технологии изготовления музыкальных инструментов напрямую зависят от способа звукоизвлечения и используемых материалов. Самые первые инструменты были достаточно просты. Человек скручивал бересту, травы для извлечения звука. При появлении простейших орудий труда, быта люди стали использовать их в календарной обрядовой практике. А при появлении музыкальных инструментов, которые использовались только в музыкально эстетических целях, технологии их изготовления значительно усложнились. Использовались все виды обработки материала. Резьба по дереву, лепка, глиняный обжиг, обработка кожи, выжигание, долбление, правильная заготовка и сбор материала. Для некоторых инструментов материал подготавливался годами: сушился или наоборот вымачивался, специально выращивался (например, маракас из южноафриканской тыквы), гнил, лежал в муравейнике (пастухалка) и т.д.
  Итак, при изготовлении музыкального инструмента важнейшим этапом является выбор материала. От материала будет зависеть звучание инструмента, технологии его изготовления, а также декор. 
  Для преподавателей уроков художественного труда и декоративно-прикладного искусства в условиях общеобразовательной школы всегда одним из важнейших вопросов был вопрос выбора художественных материалов для проведения занятий. Достаточно часто это проблема решается при помощи природных материалов: веток, листьев, шишек, бересты, травы и других. Однако в искусстве изготовления простейших доисторических музыкальных инструментов подойдёт далеко не каждый природный материал. Кроме этого педагог должен уметь правильно собрать, обработать материалы и приготовить их к занятиям, а также правильно обучить детей этому. В первую очередь материалы должны быть безопасными, поэтому всяческие ядовитые растения, например борщевик, использовать при работе с детьми не стоит. В качестве художественных материалов для изготовления простейших музыкальных инструментов в школе, я бы порекомендовал глину, бересту, ивовый прут, дерево. Из данных материалов, можно изготовить свистки, маракасы, трещётки и другие музыкальные инструменты. Они легко обрабатываются и безопасны в работе. По различным приёмам работы с художественными материалами, считаю необходимым проведение мастер-классов для педагогов. Теоретически всё это можно описать в методических пособиях, но практика показывает, что гораздо проще и эффективнее наглядная работа. На мастер-классах открываются также различные приёмы и хитрости, которые описать и передать в схемах невозможно.
  Иногда материал для изготовления простейших музыкальных инструментов найти гораздо проще, чем это, кажется. Например, обычный черенок для лопаты подойдёт для изготовления деревянной пуговицы-жужжалки (шумового доисторического музыкального инструмента различных народов и русской игрушки-забавы). Для этого просто понадобится круглый поперечный спил черенка, в котором затем сверлят два отверстия, как в пуговице. И таких примеров в моей практике достаточно много. 
  Кроме этого для детей всегда важен результат проделанной работы. Правильно подготовленный художественный материал, умение с ним работать, поможет в создании художественной вещи, музыкального инструмента, который всегда подарит радость и красоту звучания мастеру и окружающим. 
Список литературы:
1. Васильев Ю. Рассказы о русских народных инструментах. / Ю. Васильев, А. Широков. – М., 1986.
2. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. / Н. Ветлугина. – М.: «Музыка», 1987. 
3. Газарян С.В. В мире музыкальных инструментов: книга для учащихся старших классов. – 2-е издание. - М.: Просвещение, 1989. – 192с, ил.
4. Горяева Н. А. « Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». / Н. А. Горяева. - М.: « Просвещение» -2003.
5. Дмитриев Г. Голоса природы. / Г. Дмитриев. – М.: «Советский композитор», 1980.
6. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество. / А.Ф. Камаев, Т.Ю Камаева. – М., Академия, 2005. – 304с.
7. Конова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. / Н. Г. Конова., - М., 1990. С. 4, 7, 9.
8. Леонова Н. Волшебные инструменты. Комплект из 18. цветных листовок. / Н. Леонова, ред. Д. Гринберг. - М., - «ПЛАНЕТА» , 1989.
9. Энциклопедический музыкальный словарь /сост. Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский; отв. редактор Г.В. Келдыш. – М.: изд-во «Большая советская энциклопедия»; 1959. – 3
27с.

Категория: Мои статьи | Добавил: ФорестГамп (21-Янв-2010)
Просмотров: 3013 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Лаборатория русского символизма (г. Шуя)
  • Портал Культура.рф
  • СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА
  • ХОСТЕЛ LIKE Иваново
  • Романов Лес
  • Евгений Борисович
  • НатальСанна
  • Ремесленничество
  • МУГУР
  • Теза Керамика
  • elibrary
    Рейтинг@Mail.ru
    Block title
    Block title

    Белов М.С. ©