Несмотря
на то, что проблеме возрождения и сохранения народных художественных промыслов
России уделяется большое внимание,
настоящее время многие центры народного мастерства находятся на грани исчезновения.
Исследователи
называют основные причины угасания народных промыслов, состоящие в сокращении
численности народных мастеров и мастерских, утрате традиционных технологий,
отсутствии учеников и популяризации промысла.
Одним из
таких угасающих промыслов России
является Астрецовская жестяная игрушка, зародившаяся в конце XIX века в Дмитрове (одновременно с другими мастерскими по выпуску
металлических игрушек). Не одно поколение дмитровцев, да и всей
Московской области, в детстве играли игрушками, сделанными в Астрецове. В отличие от Запада этот вид промысла из-за
трудоемкости, большой себестоимости и низкой доходности не получил своего
развития в России. Теперь только в Дмитровском музее можно
познакомиться с коллекцией игрушек, выполненных руками местных мастеров начала
XX века.
(http://info.idmitrov.ru/astrecovskaya_igruska.html)
Казалось бы, промысел можно отнести к вероятно исчезнувшему по статусу
сохранности, но он продолжает бытовать, благодаря уникальному тульскому мастеру
– Сергею Алексеевичу Гарбузову.
Следует
отличать специалиста от народного мастера.
Специалист в народных художественных промыслах - физическое лицо, достигшее высшего уровня
квалификации, подтвержденного документом установленного образца (диплом), и
являющееся носителем традиции какого-либо ремесла или промысла, способное
руководить собственным предприятием, включая подготовку будущих ремесленников.
Народный мастер, мастерица - человек, занимающийся каким-либо ремеслом,
мастерством или рукоделием, особенно сведущий или искусный в деле своём,
признанный таким от народа, получивший право так называться.
Сергей Алексеевич майор в отставке, мастер
Тульского ДНТ. В 1979 году окончил Тульское Высшее Артиллерийское инженерное
училище по специальности военный инженер-механик по
эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения. В армии занимался изготовлением
сувениров военной техники для призов и подарков. С 2007 года пенсионер.
В 2002 г. в холле Тульского музея оружия
открылась первая выставка мастера, затем персональная в Никитской башне Тульского
кремля.
Сергей Алексеевич награжден Дипломом I степени за оригинальное раскрытие темы праздника
на Куликовом поле, Дипломом Гильдии мастеров (Москва ВВЦ "Весна
Победы"). Имеет множество других наград за развитие самодеятельного искусства
Тульского оружейного края и создание сувенирной продукции, посвященной ВОВ с
использованием новых технологий, за оригинальность в народном
декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Работы С.А. Гарбузова стоят в Краснокамском
музее игрушек (единственные из жести).
Сергей участник многих выставок и фестивалей
районного, всероссийского и международного уровня. В целях развития детского
творчества в печати были опубликованы развертки, разработанные мастером для
построения простейших моделей из подручных материалов.
К сожалению, учеников у Сергея Алексеевича нет
(быстро бросают кропотливое занятие). Только сын, перенял искусство, но в
работе использует пайку, а не винтовое соединение, как отец.
По мнению руководителя народной галереи
Государственного Российского ДНТ, искусствоведа, куратора многих выставок
самодеятельного творчества (в том числе всероссийских) Игоря Петровича Вовк,
Сергей Гарбузов на сегодняшний день является уникальным мастером игрушки, который
создал свою авторскую жестяную игрушку.
Работы Сергея Алексеевича Гарбузова соответствуют
традициям и технологиям Астрецовской жестяной игрушки, но отличаются авторскими
сюжетами, преимущественно на военную тематику, своей индивидуальностью и неповторимостью,
в чем и заключается инновационный подход народного мастера. Игрушки, как и раньше, поражают своим правдоподобием, детали
выполняются по всем правилам ремесла. Игрушка превращается в действующую
модель, которую можно легко разобрать и собрать.
Благодаря таким мастерам, как Сергей Алексеевич Гарбузов, многие
народные художественные промыслы возрождаются и обретают вторую жизнь,
продолжая развиваться и преумножать культурное достояние современной России.
|