9 января 2006 года я отправился в деревню Хлебницы Ильинского района Ивановской области. На краю этой небольшой деревеньки стоит обыкновенная, внешне ничем не отличающаяся от других изба. Здесь и живёт Павел Константинович Каричев. Мне давно хотелось познакомиться с этим человеком поближе, узнать его биографию, посмотреть новые работы мастера.
Павел Константинович, человек очень гостеприимный. Встретив меня на улице, сразу предложил пройти в дом. Повсюду были расставлены резные изделия мастера: ложки, ковши, посохи, мечи, скульптуры. На стенах висели картины. Эта комната напоминала музей декоративно-прикладного искусства. В центре стоял большой круглый стол. Павел Константинович сел в кресло-качалку и поведал длинный рассказ о себе.
"Поскрёбыш"
Родился он в селе Першино Тульской области в 1932 году. Большая часть его жизни связана с Москвой, поэтому он все-таки считает себя москвичом, хоть и не коренным. Отец его в 1905 году 13-летним пацаном был отдан в учение к родственникам в Москву. Учился в слесарной мастерской, чинил замки, водопроводы, насосы. Научившись зарабатывать деньги самостоятельно, вернулся в Тульскую область. В семье Каричевых было 9 детей. Паша был самым младшим, за что его прозвали «поскребыш». Старшие два брата и сестра были на фронте. Воевали с фашистами. Линия фронта проходила недалеко от аэродрома, где располагалась Тульская дивизия ВДВ. Павел Константинович очень подробно рассказывал, как при авиационных налетах фашистов они уходили под землю в бомбоубежище, которое при разрыве бомбы или снаряда легко могло бы стать братской могилой для десятков мирных жителей.
"Первым делом самолёты..."
С детства Павел Константинович любил самолеты, возможно поэтому и отправился учиться в Армавирское училище на летчика-истребителя. В Майкопе генерал отобрал 108 человек. Среди них был и Павел Каричев. В летном училище готовили опытных пилотов на более современные машины. Первый выпуск был подготовлен на самолетах МИГ-15. После этого началась долгая и нелегкая военная служба.
"Наша служба и опасна и трудна..."
С 1960 по 1968 гг. Павел Константинович служил на сверхзвуковом самолете СУ-9. В июле 1967 года, после ремонта двигателя нужно было испытать одну из таких машин. В первый день полет проходил в районе аэродрома на малых режимах. Во второй, самолет проверялся на максимальной скорости и высоте. Погода была замечательная. Настроение пилота Каричева - отличное. Был, казалось, обычный очередной вылет. Взлетев и набрав высоту 18,5 км, развив скорость 2300 км/ч, летчик, достигнув конечного пункта и сбавив скорость до минимума, приготовился к развороту. Как вдруг отказал двигатель. Доложив командному центру, Каричев принял решение катапультироваться. На высоте 300 м его выбросило из самолета. Основной парашют раскрылся у самой земли. Павел Константинович упал в ржаное поле. По инструкции пилот лежа посчитал до 50-100, пошевелил пальцами, руками, ногами и только затем встал. Это делалось для того, чтобы не усугубить положения, если имеются какие-либо переломы и другие травмы. Самолет упал недалеко от деревни. К счастью, трагедии не произошло. Далее была удивительная картина. Со всех сторон, кто на велосипедах, тракторах, а кто и бегом, к летчику спешили все местные жители. Потом прилетел вертолет с командующим и комиссией. Позднее она заключила, что Павел Константинович сделал все возможное, но из-за металлической стружки отказали топливные насосы, авария была неизбежна. Естественно, это падение СУ-9 отразилось на здоровье военного. В 35 лет он был отстранен от полетов по заключению врачебной комиссии. Но Павел Константинович продолжил службу. С 1976 по 1978 гг. был в Монголии. Военный долг заставил побывать его и в Эстонии, и на Камчатке, и на Чукотке. С Чукотки он отправился учиться заочно в Монинскую военно-воздушную академию (ныне академия Ю.А. Гагарина).
"На заслуженном отдыхе не скучал"
После службы, находясь на заслуженном отдыхе, Павел Константинович жил в Москве. Его знакомый купил дачу в деревне Бёхово, находившейся неподалеку от усадьбы художника Поленова. Каричев тоже решил снять дом по соседству. Там и появился у него интерес к живописи. Многие соседи были художниками. Среди них и преподаватели Суриковского училища, Жуковской Академии и др. Посмотрев на первые этюды Павла Константиновича, выполненные маслом, они отметили явную способность к живописи. Художники поднатаскали «ученика». У него получались неплохие пейзажи и натюрморты. Потом вдруг интерес к живописи как отрезало. Видимо, перетягивала привитая еще в детстве, любовь к дереву. Ведь, будучи еще мальчишками, они делали все игрушки сами. Вырезали из дерева самолеты, сабли и часами играли.
"Переезд в деревню"
В начале восьмидесятых годов Павел Константинович купил дом в деревне Хлебницы. Он устал от шумной Москвы, нужен был отдых, свежий деревенский воздух. В 1983 году Каричев переехал в Хлебницы насовсем. Здесь он вплотную занялся любимым делом. Из простых поленьев, веток деревьев получаются у него удивительные вещи: трости из различных пород дерева, имеющие причудливые рукояти - очень удобные и прочные, повторяющие форму живой змеи, резные ковши в форме уток, рыб. Каждая вещь по-своему уникальна. Большинство этих работ может стать экспонатом выставки или просто служить людям в повседневной жизни. Но независимо от этого, любую из них можно считать произведением искусства, хранящим тепло рук и воплощающим частичку души великого мастера - обычного русского человека, военного летчика, Павла Константиновича Каричева. Жаль вот только, что не было у мастера преемников. Были, правда, ученики, но через два-три дня бросали занятия.
В начале 2018 года мне сообщили, что Павла Константиновича не стало, он скончался после тяжелой и продолжительной болезни...
|