Исчезающие художественные промыслы России
Заданный в России курс на инновационную экономику, основанную на внедрении новых технологий и включении интеллектуального и творческого потенциала жителей, требует политических и экономических изменений по отношению и к традиционному культурному сектору.
По данным ООН, секторы экономики, основанные на творчестве и креативности (дизайн, мода, изобразительное искусство и декоративное искусство и т.д.) обладают вдвое большей динамикой роста, чем традиционные секторы (например, химическая и автомобильная промышленность). Творческие ресурсы генерируют новую, исключительно ценную добавленную стоимость и становятся важнейшим фактором экономического роста и социального развития.
Включение потенциала культуры и творчества в экономическое развитие страны становится сегодня необходимым условием развития инновационной экономики в России. Наиболее перспективным сектором, который может стать «флагманом модернизации» в стране, является сектор народных художественных промыслов и ремесел.
Сегодня народные художественные промыслы и ремесла России существуют преимущественно как досуговая, дотационная сфера. Количество хозяйствующих субъектов, которые вовлечены в изготовление, распространение и продвижение этой продукции невелико, количество продукции недостаточно для обеспечения потребностей туристического потока, который есть сегодня. Отсутствие в больших городах ассортимента товаров утилитарного назначения, ориентированных на местного потребителя, вынуждает торговые сети опираться на импортные товары.
При этом потенциал народных художественных промыслов и ремесел, в том числе рыночный, далеко не исчерпан. Об этом наглядно свидетельствует увеличение количества людей, владеющих навыками ремесленного производства, рост ассортимента и качества востребованной ремесленно-сувенирной продукции, как туристами, так и жителями России, активизация ярмарочно-выставочной деятельности и рост реализованных социо-культурных проектов в этой области.
Государственная политика в области культуры и искусства, направленная на сохранение и возрождение художественных промыслов подтверждает актуальность проблемы их исчезновения. Об этом говорится в Федеральном законе «О народных художественных промыслах», ряде региональных законов «О народных художественных промыслах», постановлением и другими нормативно-правовыми документами. В октябре 2003 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была принята «Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия», в которой отмечается, что «охрана нематериального культурного наследия представляет интерес для всего человечества». Знания и навыки, связанные с традиционными народными ремеслами отнесены к этой важнейшей части мирового культурного наследия. В этой же конвенции подчеркивается необходимость привлечения внимания «на местном, национальном и международном уровнях к важности нематериального культурного наследия и его взаимного признания».
Анализ научной литературы по теме исследования показывает, что основное внимание авторы уделяют ряду наиболее распространенных народных художественных промыслов, вместе с тем за кадром остаются менее известные промыслы, находящиеся на грани исчезновения. Электронные ресурсы тоже далеко не всегда дают исчерпывающую информацию по теме, некоторые промыслы и термины вообще не представлены в сети интернет.
Необходима особая стратегия, которая будет способствовать формированию современной системы сохранения народных художественных промыслов как достояния России, развитию творческих индустрий и резидентной экономики, развитию самозанятости населения, в том числе, в сельской местности.
В последнее время уделяется много внимания сохранению, возрождению и преемственности народных промыслов. Понятие исчезающий художественный промысел встречается всё чаще. Вопрос о поддержке исчезающих промыслов решается на законодательном уровне. Многие учёные, исследователи, искусствоведы уделяют в своих трудах большое внимание сохранению и преемственности промыслов. При этом в исследованиях не находит отражение, значимый, на наш взгляд, вопрос об определении исчезающего характера художественных промыслов, их выявлении.
Актуальность исследования «Исчезающие художественные промыслы России: инновации из прошлого» заключается в разрешении противоречий между: высоким уровнем значимости каждого центра народных художественных промыслов – и нарастающей тенденцией к их угасанию; достаточно богатым творческим опытом, накопленным каждым центром народного мастерства – и отсутствием адекватных путей и средств для их поддержания, сохранения и продолжения; высоким педагогическим потенциалом, заключенным в произведениях народных мастеров - и недостаточной разработанностью педагогических условий его использования в образовательном процессе.