Исчезающие художественные промыслы России
Заданный в России курс на
инновационную экономику, основанную на внедрении новых технологий и включении
интеллектуального и творческого потенциала жителей, требует политических и
экономических изменений по отношению и к
традиционному культурному сектору.
По данным ООН, секторы экономики,
основанные на творчестве и креативности (дизайн, мода, изобразительное
искусство и декоративное искусство и т.д.) обладают вдвое большей динамикой
роста, чем традиционные секторы (например, химическая и автомобильная промышленность).
Творческие
ресурсы генерируют новую, исключительно ценную добавленную стоимость и
становятся важнейшим фактором экономического роста и социального развития.
Включение потенциала культуры и
творчества в экономическое развитие страны становится сегодня необходимым
условием развития инновационной экономики в России. Наиболее перспективным
сектором, который может стать «флагманом модернизации» в стране, является
сектор народных художественных промыслов и ремесел.
Сегодня народные художественные промыслы
и ремесла России существуют преимущественно как досуговая, дотационная сфера.
Количество хозяйствующих субъектов, которые вовлечены в изготовление,
распространение и продвижение этой продукции невелико, количество продукции
недостаточно для обеспечения потребностей туристического потока, который есть
сегодня. Отсутствие в больших городах ассортимента товаров
утилитарного назначения, ориентированных на местного потребителя, вынуждает
торговые сети опираться на импортные товары.
При этом потенциал народных художественных промыслов и ремесел, в том числе рыночный, далеко не
исчерпан. Об этом наглядно свидетельствует
увеличение количества людей, владеющих навыками ремесленного
производства, рост ассортимента и качества востребованной ремесленно-сувенирной
продукции, как туристами, так и жителями России, активизация ярмарочно-выставочной деятельности и рост
реализованных социо-культурных проектов
в этой области.
Государственная политика в области
культуры и искусства, направленная на сохранение и возрождение художественных
промыслов подтверждает актуальность проблемы их исчезновения. Об этом говорится
в Федеральном законе «О
народных художественных промыслах», ряде региональных
законов «О народных художественных промыслах», постановлением и другими
нормативно-правовыми документами. В октябре 2003 года Генеральной конференцией
Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
(ЮНЕСКО) была принята «Международная конвенция об охране нематериального
культурного наследия», в которой отмечается, что «охрана нематериального
культурного наследия представляет интерес для всего человечества». Знания и
навыки, связанные с традиционными народными ремеслами отнесены к этой важнейшей
части мирового культурного наследия. В этой же конвенции подчеркивается
необходимость привлечения внимания «на местном, национальном и международном
уровнях к важности нематериального культурного наследия и его взаимного
признания».
Анализ
научной литературы по теме исследования показывает, что основное внимание авторы уделяют ряду наиболее
распространенных народных художественных промыслов, вместе с тем за кадром
остаются менее известные промыслы, находящиеся на грани исчезновения. Электронные
ресурсы тоже далеко не всегда дают исчерпывающую информацию по теме, некоторые
промыслы и термины вообще не представлены в сети интернет.
Необходима особая стратегия,
которая будет способствовать формированию современной системы сохранения
народных художественных промыслов как достояния России, развитию творческих
индустрий и резидентной экономики, развитию самозанятости населения, в том
числе, в сельской местности.
В последнее время уделяется много
внимания сохранению, возрождению и преемственности народных промыслов. Понятие
исчезающий художественный промысел встречается всё чаще. Вопрос о поддержке
исчезающих промыслов решается на законодательном уровне. Многие учёные,
исследователи, искусствоведы уделяют в своих трудах большое внимание сохранению
и преемственности промыслов. При этом в исследованиях не находит отражение,
значимый, на наш взгляд, вопрос об определении исчезающего характера
художественных промыслов, их выявлении.
Актуальность исследования «Исчезающие
художественные промыслы России: инновации из прошлого» заключается в разрешении
противоречий между: высоким уровнем значимости каждого центра народных
художественных промыслов – и нарастающей тенденцией к их угасанию; достаточно
богатым творческим опытом, накопленным каждым центром народного мастерства – и
отсутствием адекватных путей и средств для их
поддержания, сохранения и продолжения;
высоким педагогическим потенциалом, заключенным в произведениях народных
мастеров - и недостаточной разработанностью педагогических условий его использования в образовательном процессе.
|