В настоящее время меняется отношение к народному искусству и традициям. Всё чаще приходится слышать от молодого поколения, что это не модно, не современно, не интересно. Вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и всегда интересовал исследователей и художников-практиков. И. Я. Богуславская в работе "Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов" отмечает: «Среди многих проблем современного народного искусства проблемы традиций едва ли не самые существенные и сложные. Они вызывают многолетние споры, временами переходящие в организованные дискуссии. Однако и сегодня эту тему нельзя считать исчерпанной; скорее наоборот, чем дальше идет развитие народного искусства, тем большую актуальность она приобретает. Причем актуальность не только теоретического характера, но в еще большей мере практического, связанного с повседневной жизнью современных народных художественных промыслов». Такие известные исследователи традиционной народной культуры как М.А. Некрасова, Т.Л. Астраханцева, В. С. Воронов, В. М. Василенко, Т. М. Разина, А.Б.Салтыков, Т.Я. Шпикалова в своих трудах также обращаются к проблемам традиций. На мой взгляд, существует несколько путей формирование нового взгляда на народное искусство и традиции у молодого поколения. Во-первых, любовь к искусству нужно прививать с малых лет, необходимо внедрение специальных программ в образовательные учреждения, в том числе и дошкольные. Многие программы уже разработаны, большой вклад в этом направлении сделан исследователями под руководством Т. Я. Шпикаловой. Во-вторых, нужно возрождать семейные и народные традиции, через проведение различных народных ярмарок, праздников, гуляний. В-третьих, приобщение к научно-исследовательской работе подростков в образовательных учреждениях. Многие ученые видят в традициях народного искусства только прошлое и делают вывод о косности, отсталости этого искусства, отсутствии в нем связей с современностью. Другие же учёные, такие как М. А. Некрасова, А. Б. Салтыков, справедливо полагают, что традиция глубоко содержательна, что это глубоко внутреннее явление. И сними нельзя не согласиться, действительно основа традиции - правильное отношение к национальному наследию. Наследие - все искусство прошлого. В традицию же переходит все то, что имеет непреходящую ценность. Это опыт народа, то, что способно по-новому жить в современности. Необходимо формировать правильную точку зрения на такие понятия, как народное искусство и народность, его национальность. Когда-то под впечатлением фигурок, рождающихся из под ножа народного мастера, я будучи десятилетним мальчишкой, полюбил резьбу по дереву на всю жизнь. Необходимо знакомить подростков с народным искусством, а лучше всего это делают народные мастера, поэтому нужно организовывать встречи и проводить мастер классы, чтобы каждый мог попробовать сделать своими руками прекрасную вещь. Быть может, тогда отношение молодёжи к традиционному народному искусству изменится, появится новый интерес.
|